Из чего складывается цена на кованые изделия? Статья ответит на ваш вопрос: "Почему так дорого? Ведь металл столько не стоит?"
О ценах
Говоря о ценах, буду краток. Объяснюсь всего-лишь в IV-ёх томах.
Ценообразование
Итак, я открываю самую щепетильную тему для скупых, и не принципиальную для щедрых покупателей: ЦЕНА. Как я уже привык разбираться в словах, их значении и этимологии, то думаю, что в данной теме это будет весьма полезно для всякого, по ту и эту сторону прилавка. Цена — это то, чем приходится человеку покрывать желаемое; это то, с чем он расстается взамен на приобретение.
Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнацию предпочитал всему. «Это вещь, — обыкновенно говорил он, — уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь — не расшибется». («Нос» Гоголь).
Аще ли рассматривать деньги в верном свете, то понимаешь, что они равны выполненной работе, и имеют значение покуда сильна власть, напечатавшая их. Другими словами, в мирное время посредством государевых монет, которые у вас есть, вы можете купить труд другого человека, или вещь не без труда человеческого явившуюся. Так бывает и с предметами ковки: вы даете нам деньги, воеже вершить нам труд, коего плод есть вещь вами желаемая. Затем, мы тратим вашу плату на покрытие сырья, еды, одежды и жилья, что уже суть труд других людей. В случае, когда мы не хотим платить деньги за хлебную лепешку, мы печем ее сами, и тогда вместо государевых рублей мы отдаем в уплату свой собственный труд (заключающий силы, время, опыт). Таким образом, рынок есть ничто иное, как трудообмен, а следовательно, отовариваясь у меня, вы совершаете обмен проделанного вами труда на труд, что проделаю я. А это значит, что хорошую вещь за дешево вы можете купить только тогда, когда сами научитесь зарабатывать больше денег за меньшее время, ибо и деньги имеют цену, и для каждого она своя, по усилию, которое вложено в зарабатывание одного и того же рубля.
Важное!
Покончив с предисловием, скажу важное: в кузнечном ремесле задействованы живые люди, главным образом отличающиеся от других способностью обрабатывать металл горячим и холодным методом. Совсем недостаточно натолкать в кузню несчастных пьяниц и наркоманов, и, как в фильме «Камышовый рай», заставить их делать то, чему, вообще-то, учатся всю жизнь. В первую очередь это свидетельствует о цене, значительно превышающей цену матов из камыша (опять же, как в фильме «Камышовый рай».
Обычно в процессе участвуют три-пять взрослых и трезвых мужчин, оставивших свои мягкие постели с теплыми женами ради средств на жизнеобеспечение, а следовательно, отказать им в деньгах не получится. Хотя мне удавалось видеть конторы-размалеваны-прилавки, в коих закулисная часть организации заставила меня не обращать внимание даже на самые заманчивые предложения о сотрудничестве. Хорошую художественную ковку можно получить только из рук: а) мастеров, б) уважающих свою работу, в) довольных местом, г) живущих по определенному расписанию. И, что не мало важно — кузнец должен быть от Бога обеспечен хорошим вкусом и абстрактным видением, так как ковка-то ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (что всегда приходится напоминать)!!!!
Не будет лишним отметить и то, что хороший мастер вовсе не претендует на зарплату нефтяника, а расплодившийся сонм кузниц (чаще укомплектованных из армян-всеумеек) не позволяет брать с клиента лихву, как это было в старые добрые 90-ые, когда клиенты давали взятки кузнецам, чтобы протолкнуться вперед очереди на ковку. Да! Да! Было и такое, а теперь этого нет. Но зато появились многочисленные кузнечные производства (с одним и тем же ворованным содержанием на сайтах), увлекшие целый пласт среднего покупателя, вынудив затянуть пояса тем, кто долго и профессионально трудился на данном поприще.
ВОТ ОТСЮДА МЫ И НАЧИНАЕМ СКЛАДЫВАТЬ циферки одна к другой, и совсем не из стоимости материала, как думают некоторые клиенты, что, торгуясь, изучают прайс-лист липецкого металлургического комбината. Ан-нет! У нас точка отсчета — труд мастера, в котором мы уверены, и которого не хотим терять, ведь не камышовые же матрацы мы вяжем… Основной ресурс — это люди, знающие свою профессию, и способные кооперироваться, пусть бы и не без трудностей. И (да буду я правильно понят) мне лучше проститься с неинтересным и жадным клиентом, чем потерять надежного сотрудника.
Только ли клиент платит?
Проектная часть (точнее, процесс проектирования) в общих чертах.
Заключая сделку со мной, платите не только вы. Уже обсуждая ваши потребности я плачу временем, которое мог бы провести занимаясь другими делами или общением с близкими. Как я успел убедиться на практике: время не останавливается из-за того, что я работаю бесплатно. И это только одна из причин, почему я беру деньги за замеры и проекты. Другая причина: компетентность, с которой я консультирую клиента, ведь я художник, и художник в конкретной области. Надо понимать, что эта компетентность отнюдь не врожденное качество. Я много времени потратил на изучение своего ремесла, и много работы сделал лишь для того, чтобы обрести опытность. А однажды, я даже отдал 500 долларов за то, чтобы месяц работать в подмастерьях (месяц меня не было дома, и приехал домой без денег). Какой же сеятель сеет не с тем, чтобы пожать?
Нельзя отметить, что и организация труда между сотрудниками — такой же труд. Аренда производственных помещений, сырье, инструменты, расходные материалы и прочее, и все это само по себе не приносит дохода. Купец еще не пришел, а мы уже потрудились и потратились. Купец пришел, и мы все трудимся, но без прибыли.
Теперь, проектная часть.
Не полный ассортимент моих интересов.
Что делать, ведь все наши проекты индивидуальны (не типовые), а проекты не растут в горшках на подоконниках? А делать приходится вот что:
• оставляем все любимые увлечения и занятия
• оставляем близких
• отставляем отдых
• теперь, найденное путем всех лишений время тратим на то, чтобы трудиться
Таким образом мы приходим к понимаю, что бесплатно это быть не может, тем более, что труд имеет и плод. Мы либо должны взять деньги с клиента, оповестив его об этом; либо взять, не оповещая его, заложив расходы в цену заказа. И, как альтернатива всему: работать бесплатно.
Обычно говорят так: «дайте денег на проект. Если закажете что-то, то мы их вам вернем». Так обычно и делают, но, следуя кавказкой специфике маркетинга, предварительно накинув, мол: «нельзя же скидывать, не накинув предварительно!»
Для примера возьмем услуги юриста или нотариуса. Консультация стоит денег, независимо от того, способны ли вы понять до конца предмет. И справедливо, ведь иначе юрист только и будет решать чужие заботы, оставив в небрежении свои. Так же происходит и в моей профессии: предоставляю решение по дизайну.